стратегия развития
естественно-географического факультета
на 2019-2024 годы
Стратегия развития естественно-географического факультетана 2019-2024 годы принята на учным советом ЕГФ от 28 марта 2019 года, № 6
Стратегия разработана на основе Закона КР “Об образовании” и других нормативных актов и Концепции развития ОшГУ на 2019-2024 годы.
В условиях интеграции Кыргызской Республики в мировое образовательно-научное сообщество актуальной задачей современной высшей школы становится разработка концепции образования в сфере естествознания, геодезии, туризма и ветеринарии.
Особенно остро сейчас стоит вопрос о подготовке специалистов педагогического направления, туризма и сельского хозяйства, то есть специалистов, призванных создавать и развивать отечественную экономику и социальную сферу.
Кроме того, для реализации принципа «последовательного образования» на факультете необходимо предусмотреть возможности реализации программ обучения «колледж-бакалавр-магистратура-аспирантура-докторантура».
Все вышеуказанное предполагает пересмотр работы кафедр факультета в настоящий период, улучшение и расширение материально-технической базы, обновление учебно-методических материалов, повышение квалификации сотрудников кафедр для создания стратегического преимущества и оказания качественных образовательных услуг.
Это обуславливает необходимость разработки новых моделей, программ и технологий подготовки специалистовпо новым требованиям НТП и рынка труда.
Основные направления стратегии развития ЕГФ:
1.Модернизация учебной деятельности
Целью стратегического направления развития является обеспечение качества образования, позволяющего выпускнику быть конкурентоспособным на современном рынке труда в социальной сфере.
Это означает:
-своевременный пересмотр тематического плана рабочих программ дисциплин кафедры и большая ориентация изучения естественных наук на реалии современности;
-обновление учебно-методической базы преподавания специальных дисциплин (в том числе посредством электронной информационно-образовательной среды);
-повышение квалификации сотрудников кафедр в соответствии с требованиями потенциальных работодателей.
В связи с вышеизложенным предлагается:
-при приеме студентов на все специальности и направления подготовки ввести тестирование поосновным предметам выбранного направления;
-предоставить студентам (преимущественно для направления «туризм») возможность выбора изучения второго иностранного языка (английский, немецкийи.д.);
-разработать системы взаимодействия с отечественными и зарубежными вузами и академическими институтами;
-активизировать включение студентов-иностранцев в общественную жизнь факультета и университета;
-внедрить в образовательную практику новые научные знания и прогрессивные методы обучения;
-повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава;
-постоянно обновлять основные и дополнительные образовательные программы по специальным дисциплинам в соответствии с требованием рынка труда;
-разработать электронные образовательные ресурсы по всем дисциплинам направлений;
-принимать участие в разработке и реализации различных программ международного взаимодействия студентов в вузе.
Для этого предполагается:
а)организовать дополнительные занятия с одаренными студентами по дисциплинам направлений;
б)привлекать студентов к творческим и научным мероприятиям, организуемых на факультете;
в)осуществить реализацию дополнительных образовательных программ на по иностранным языкам;
г)организовать семинары, мастер-классы с привлечением зарубежным специалистов;
д)проводить учебно-методические семинары для преподавателей кафедр.
2. Научная работа
Состояние науки ЕГФ – главный фактор, определяющий как работу по подготовке научно-педагогических кадров, так и качество подготовки бакалавров,специалистов и магистров. Главной целью научных разработок является обеспечение условий развития научно-инновационной деятельности преподавателя.
Научная концепция ЕГФ – система внедрения менеджмента качества на основе изучения методологических основ обучения, развития мониторинга качества обучения, привлечения новых технологий естествознания.
Одним из важных направлений научной работы ЕГФ является теоретическое обоснование и практическое внедрение в учебный процесс важных методических, межкультурных и психолого-педагогических аспектов обучения, способствующих личностно-ориентированному профессиональному развитию будущего специалиста. В такой системе процесс обучения организуется как равно партнерское сотрудничество преподавателя и студента, требующее от преподавателя создания комфортной учебной среды, психологической атмосферы, в которой получают возможности для удовлетворения важные социально-психологические потребности студента в признании, уважении, внимания со стороны преподавателя и других студентов группы.
Результаты научной работы факультета отражаются в научно-методических публикациях, в выступлениях преподавателей кафедры на научно-практических конференциях разного уровня, внедрении научных разработок кафедры в учебный процесс.
3.Учебно-методическая деятельность
Учебно-методическая работа ЕГФ должна быть направлена на выполнения требований государственного стандарта в сфере высшего образования, обновление и расширение использования учебных материалов, размещенных в электронной информационно-образовательной среде. Учитывая требования создания доступности получения образовательных услуг, кафедры должны организовать доступ обучающихся к учебным материалам по дисциплинам кафедры, обеспечить возможность самообучения и самоконтроля для студентов.
Сотрудникам кафедр следует внедрять новые формы обучения при сохранении хорошо зарекомендовавших себя традиционных форм обучения.
Это:
-активные методы обучения;
-интенсивные формы обучения;
-использование ролевых и деловых игр;
-составление компьютерных обучающих и тестирующих программ;
-организация учебного материала в виде модулей; участие в модульно-рейтинговой системе оценки знаний студентов;
-возможность дистанционного обучения и по индивидуальному учебному плану (особенно для студентов, работающих по специальности);
-возможность новых форм отчетности студентов и
обеспечения эффективности учебного процесса для своевременного пересмотра
формы и методов контроля знанийстудентов;
-организация и проведение научных конференций, семинаров, презентаций и других мероприятий с участием студентов, магистров и аспирантов;
-поддержка и развитие кадрового потенциала (приглашение ведущих специалистов из других стран для краткосрочных курсов);
-стажировка преподавателей кафедр в ведущих отечественных или зарубежных вузах.
4.Воспитательная деятельность
Создание воспитательного пространства влечет за собой возникновение качественно новых ресурсов, развивающихся на основе конструктивной деятельности его субъектов, что предполагает реализацию комплекса принципов:
-направленность воспитательной работы на сохранение и укрепление психического, духовного и социального благополучия студентов и преподавателей;
-открытость целей, содержания и форм образовательно-воспитательного процесса и свобода выбора, позволяющие каждому студенту и преподавателю самореализоваться через различные программы и курсы, через широкое сотрудничество кафедр с другими воспитательными и культурными учреждениями, общественными организациями, через широкое самоуправление студентов и преподавателей;
-педагогическую поддержку самовоспитания личности студентов и преподавателей.
Результатом практики создания парадигмы педагогической поддержки студентов является совместное проведение конференций, олимпиад, «Недели науки», различных конкурсов, совместные посещения культурно-досуговых мероприятий и т.д.
5 .Укрепление и расширение материально-технической базы
-расширение материально-технической базы по использованию объектов инфраструктуры (сохранение аудиторного фонда, приобретение интерактивных досок, компьютерной техники, проектора, возможность проведения занятий с использованием интернет-ресурсов;
-приобретение необходимой учебной и научной литературы;
-создание учебно-методической базы по всем направлениям подготовки.